Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее авторство приписывали А. Шлютеру, который, как считалось, задумал ее для Берлинского дворца. Некоторые авторы полагают, что панно вообще не были использованы в Берлине, а сразу же с места хранения (им ошибочно называют Цейхауз) были подарены Петру I, причем составляющие его части были настолько неполны, что собрать их в Петербурге не представлялось возможным. Недавно обнаруженные документы и критический взгляд на все факты позволяют нам сегодня пролить свет на прусскую историю возникновения янтарных панно в Берлине.
Над созданием Янтарной комнаты работали архитекторы Иоганн Арнольд Неринг, Мартин Грюнберг, Ян де Бодт, Жан-Луи Кайяр, Андреас Шлютер, Кристиан Эльтестер, Иоганн Фридрих Эозандер, Филипп Герлах Младший.
Изучив архивные и графические источники, Буркхард Герес (директор дворцов Объединения "Прусские дворцы и парки Берлина-Брандебурга") пришел к выводу, что не знаменитый Андреас Шлютер, а его видный конкурент Иоганн Фридрих Эозандер был автором проекта Янтарного кабинета, задуманного сначала для королевского дворца Шарлоттенбург, а затем перепланированного для резиденции Фридриха I в Ораниенбурге. Удалось проследить и истинный путь готовых панелей. Выполненные на протяжении двенадцати лет мастерами-резчиками Готфридом Вольфрамом, Готфридом Турау и Эрнстом Шахтом, они были лишь в 1713 году перенесены из Оружейной палаты королевских Конюшен в Берлинский дворец для облицовки Табачной коллегии Фридриха Вильгельма I и уже через три года вновь демонтированы, чтобы последовать в далекую Россию.
Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить
янтарный кабинет для своей Кунсткамеры. В 1716 году по дороге во Францию он встречается с
Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина. Петр I получает от прусского монарха в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту "Либурника". Через
два года русский царь посылает ответный подарок - 55 гренадеров и кубок собственной работы.
Отправкой янтарного кабинета в Россию руководил русский посланник при прусском дворе граф
А. Головкин. 18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в
Кенигсберг, а затем в Мемель. Они пробыли в пути шесть недель. 6 января 1717 года по
поручению императора Петра I и обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны
П. Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда - в Петербург.
Санкт-Петербургский генерал-губернатор А. Меншиков принял и распаковал ящики, используя
инструкцию, приложенную к полученному драгоценному грузу. Однако привезенный с большими
предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни Петра I.
Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна,
так как не хватало многих деталей.
Впоследствии янтарные панно на протяжении целого ряда лет находились в так называемых людских покоях Летнего дворца, где располагалась своего рода домашняя
"кунсткамера" императора. Очевидно, они были просто расставлены вдоль стен одной из
комнат этой постройки.
При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый
янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции - Третьего Зимнего
дворца. Она поручила заняться этим своему обер-архитектору Ф. Б. Растрелли. Для починки и
установки янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер
А. Мартелли. Однако для отделки стен интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает,
поэтому Ф. Б. Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные
панно "под янтарь". В 1745 году Фридрих II дарит императрице Елизавете Петровне
недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвертую раму, исполненную по проекту
А. Рейха. В ходе реконструкции дворца Янтарную комнату неоднократно переносили с места на
место. Собранная в 1746 году, она стала служить для официальных приемов.
В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф. Б. Растрелли
перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Начальнику канцелярии императорского
двора В. Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце и уложить в ящики. Из
Царского Села была прислана специальная команда, которая на руках перенесла ящики из Зимнего
дворца в Царское Село.
Для оформления интерьера в царскосельском дворце янтарных деталей опять не хватает, и
поэтому части стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским, а
также введены зеркальные пилястры и деревянный резной декор. Для установки янтарных панно вновь
приглашается А. Мартелли.
Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный
смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту
должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых
янтарных изделий в мастерской Царского Села.
В 1763 году императрица Екатерина II отдает распоряжение о замене расписных
холстов в цоколях пилястр и изготовлении десюдепорта восточной стены
Янтарной комнаты. Вместе с Ф. Роггенбуком к работе приступили ранее
приглашенные в Россию К. Фриде, И. Вельпендорф, подмастерья Г. Фриде, сын
Ф. Роггенбука Иоганн и их русские ученики. Были изготовлены восемь филенок под пилястры,
десюдепорт и резные детали карниза, в которые включили неиспользованные ранее фрагменты
берлинской работы. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря. К 1770 году
создание Янтарной комнаты было завершено. Комната получила свой окончательный вид, запечатленный
позднее на многочисленных фотографиях. Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в два
яруса. Центральный (средний) ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно.
В четырех из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах
XVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики
по проекту художника Д. Дзокки и изображавшие пять природных чувств:
Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно заполняли высокие
зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном
углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты
состояло из наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В застекленных витринах
Янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий
XVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор.
В XIX веке трижды проводилась реставрация - в 1833, 1865, 1893 - 1897 годах.
В 1933-1935-х годах небольшие реставрационные работы в Янтарной комнате велись скульптором
И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.
В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация
музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как
другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен.
Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в г. Пушкин (Царское Село), прибыли
специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг.
В дарственной книге Кенигсбергского музея под номером 200 было записано, что комната подарена
музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери
были смонтированы в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка. Директор музея
А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является
лучшим украшением Кенигсбергского музея.
Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. При отступлении немцев
панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном
направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока безрезультатны, однако
некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить
.
Воспоминания о Янтарной комнате
Теофиль Готье (1811-1872) - знаменитый французский поэт романтической школы,
критик и романист, объехал всю Европу, в том числе и Россию. России посвящены две книги
"Voyage en Russie" (1866) и "Tresois d`art de la Russie" (1860-1863). В своих книгах он описывал
не столько общественную жизнь, сколько "экзотическую природу и памятники искусства".
"Мы достигли теперь одной из самых замечательных редкостей дворца, мы хотим рассказать о
Янтарной комнате. Только в "Тысяче и одной ночи" и в волшебных сказках, где архитектура дворцов
доверена чародеям, духам и джинам, видят залы из алмазов, рубинов, гиацинтов и других драгоценных
камней, обычно употребляемых для ювелирных изделий. Здесь выражение "Янтарная комната" отнюдь не
является поэтической гиперболой, но точной реальностью, и это не есть, как вы могли бы полагать,
тесный будуар, маленький кабинет, а наоборот, комната довольно большого размера, целиком
отделанная с трех сторон снизу доверху, включая фриз, янтарной мозаикой. Глаз, не привыкший
видеть этот материал, использованный в таком масштабе, изумлен и ослеплен богатством и теплотой
этих оттенков, которые представляют всю гамму желтого, от дымчатого топаза до светлого лимона:
золото резьбы кажется тусклым и фальшивым по соседству с этим, особенно, когда солнце падает на
стены и пронизывает своими лучами прозрачные жилки, как бы скользя по ним..."
Академик А. Е. Ферсман (1883-1945) - крупнейший
российский минеролог и геохимик, академик с 1919 года. Ученик В. И. Вернадского.
"Янтарная комната - настоящее чудо. Изумляешься не только ценности материала,
искусной резьбе и изяществу форм, но и прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому
тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую красоту".
С. В. Вильчковский (1710-1910) историк, автор книги
"Царское Село" 1911 г. и статьи
"Янтарная комната в Царском Селе" 1923 г.
"Растрелли сумел этот чудный материал с ясным отпечатком художества другого поколения
поставить в такие условия, что все окружающее эту необычайную янтарную поэму красоты не режет
глаз, а кажется только легкой рамкой... вы входите в Янтарную залу, видите прежде всего белую с
золотом стену между окнами с зеркалами, три белые с золотом двери, роскошь их десюдепортов, и
незаметно белизна и золото в узких полосках переводят ваше внимание на теплые янтарные, простые
на вид стены, и невольно вас тянет к ним, чтобы изучить детали, и тут вы видите все их
великолепие... Растрелли скромно отходит в сторону и выдвигает, подчеркивает Шлютера".
информация |
история |
описание |
декоративная отделка |
флорентийские мозаики |
плафон и паркет |
коллекции |
библиография |
второе рождение |
исследование |
технологии |
процесс |
современно |
финансирование |
динамика |
мастерская |
пазл |
о янтаре |
музей |
музей |
музей |
возвращение |
о проекте
|